энергоремонтный завод
ВИТОК

Основные виды повреждений трансформатора
Капитальный ремонт «со сменой обмоток» это сложный ремонт связанный с выемкой активной части трансформатора, расшихтовкой магнитопровода и снятием катушек высокого( ВН) и низкого (НН) напряжения.
Необходимость капитального ремонта со сменой обмоток может быть вызвана повреждением обмоток и(или) магнитной системы вследствие межвитковых и короткого замыканий трансформатора или износом изоляции обмоток. Износ изоляции провода обмоток обычно вызван долговременным перегревом трансформатора и (или) его долговременная эксплуатация с «плохим» трансформаторным маслом. Степень износа изоляции обмоток оценивается визуально и на излом 90 градусов. Если она эластична, не ломается при изгибе под углом 90 градусов, имеет светлый цвет, то изоляция считается хорошей. Если она хрупкая, ломается и имеет темный цвет, то изоляция считается неудовлетворительной. В этом случае необходим капитальный ремонт трансформатора со сменой обмоток и переизоляцией проводов обмоток (снятие и наложение новой изоляции) с дальнейшей намоткой катушек. При правильной эксплуатации - трансформаторы 50-х годов выпуска имеют хорошее состояние изоляции обмоточного провода.
ПРИМЕРЫ ХАРАКТЕРНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ТРАНСФОРМАТОРОВ И ИХ РЕМОНТ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ВИТОК»
Основные виды повреждений, их признаки, возможные причины и способы выявления
Основные виды повреждений |
Признаки повреждений |
Возможные причины повреждений |
Способы выявления повреждений |
МАГНИТОПРОВОД
|
|||
Дефектность межлистовой изоляции |
Ухудшение состояния масла (понижение температуры вспышки, повышение кислотности, понижение пробивного напряжения); увеличение потерь холостого хода |
Старение межлистовой бумажной изоляции, отдельные местные дефекты |
Внешний осмотр при вынутой активной части. Специальные испытания |
Пожар в стали |
Появление газа в газовом реле и работа газовой защиты на сигнал; понижение температуры вспышки масла; специфический резкий запах и темный цвет масла вследствие его разложения |
Повреждение изоляции стяжных шпилек, дающее короткозамкнутый контур. Касание какой-либо металлической частью стержня в двух точках. Местное повреждение межлистовой изоляции, дающее замыкание листов стали. Неправильное заземление, создающее короткозамкнутый контур. У стыкового магнитопровода – разрушение или отсутствие изолирующих прокладок в стыках |
Внешний осмотр активной части. Испытания. |
Местное замыкание листов стали. Это повреждение отличается от пожара встали лишь размерами дефекта |
Появление горючего черного газа в газовом реле в результате местного перегрева и разложения масла |
Наличие каких-либо посторонних металлических или токопроводящих частей, замыкающих в данном месте листы стали |
Внешний осмотр при вынутой активной части |
Ненормальное гудение, дребезжание, жужжание и т.п. у шихтованного магнитопровода |
_ |
Ослабление прессовки магнитопровода. Разболчивание и свободное колебание крепящих деталей. Колебание отстающих крайних листов стали в стержнях или ярмах. Повышенное против номинального первичное напряжение |
Внешний осмотр при вынутой активной части и проверка состояния прессующих и крепящих магнитопровод деталей, а также наличия отставания крайних листов в стержнях или ярмах. Проверка величины первичного напряжения, подаваемого на трансформатор |
Недопустимое гудение у стыкового магнитопровода |
_ |
Ослабление прессовки стыков. Пробой или разрушение изолирующих прокладок в стыках |
Внешний осмотр при вынутой активной части и проверка состояния стыков, а также изолирующих прокладок в стыках |
Недопустимо большие потери холостого хода у броневого трехфазного трансформатора |
_ |
Не вывернута обмотка на средней фазе. Этого дефекта у работающего трансформатора не может быть, но он наблюдается при испытаниях после ремонта |
Проверка правильности запайки схемы с учетом направления намотки обмоток отдельных фаз |
Обрыв заземления |
Потрескивание внутри трансформатора при повышенном напряжении |
_ |
Внешний осмотр при вынутой активной части и проверка состояния заземления |
Основные виды повреждений |
Признаки повреждений |
Возможные причины повреждений |
Способы выявления повреждений |
ОБМОТКИ |
|||
Витковое замыкание |
Работа газовой защиты на отключение: газ-горючий бело-серого или синеватого цвета. Ненормальный нагрев, иногда с характерным бульканьем масла. Небольшое увеличение первичного тока. Разные сопротивления постоянному току отдельных фаз. При значительных разрушениях- работа дифференциальной, а также максимальной защиты, если последняя установлена на стороне питания |
Разрушение витковой изоляции вследствие старения в результате естественного износа или длительных перегрузок, или недостаточности охлаждения. Нарушение изоляции витков вследствие механических повреждений в результате толчков или деформации обмоток при коротких замыканиях и других аварийных режимах. Обнажение обмоток вследствие понижения уровня масла. Дефектность провода (заусенцы, внутренние раковины, плохая пайка и т.п.), не замеченная при изготовлении обмоток. Неправильная укладка витков и неправильное выполнение переходов. Неправильная опрессовка обмоток |
Внешний осмотр активной части. Испытания: замер сопротивления постоянному току; три специальных испытания при пониженном напряжении с поочередным замыканием одной из фаз; прожиг обмотки для обнаружения места виткового замыкания путем провода к обмотке (при открытой активной части) пониженного напряжения (10-20%). В месте повреждения появится дым. При прожиге обмотки необходимо применять меры противопожарной безопасности. Ознакомление с охлаждающим устройством, его состоянием и работой. |
Обрыв в обмотках |
Работа газовой защиты вследствие дуги, которая возникает вместе обрыва и разлагает масло |
Отгорание выводных концов вследствие электродинамических усилий при коротких замыканиях или вследствие плохих соединений. Плохая внутренняя пайка провода. Выгорание части витков вследствие виткового замыкания в обмотке |
Проверка по показаниям амперметров, включенных в отдельные фазы. Проверка мегомметром при соединении обмоток звездой. Замеры сопротивлений постоянному току обмоток между линейными вводами при соединении в треугольник: при полном обрыве внутри треугольника результаты двух замеров равны, причем каждый равен сопротивлению фазы; третий замер фазы, где произошел обрыв, даст двойную величину сопротивления; при неполном обрыве третий замер даст несколько большее значение, чем два первых; внешний осмотр при вынутой активной части |
Пробой на корпус |
Работа газовой защиты, а у трансформаторов с заземленной нейтралью- также максимальной и дифференциальной защит |
Дефектность главной изоляции вследствие старения или наличия трещин, отверстий, изломов и т.д. Увлажнение масла. Понижение уровня масла. Попадание сырости и грязи. Перенапряжения. Деформация обмоток при коротких замыканиях |
Проверка мегомметром изоляции между обмотками и корпусом; испытание масла на анализ и на пробой; внешний осмотр при вынутой активной части |
Междуфазное короткое замыкание обмоток |
Работа газовой, дифференциальной и максимальной защит. Выброс масла через выхлопную трубу |
Причины те же, что и при пробое на корпус. Замыкание на отводах. Замыкание на вводах |
Внешний осмотр при вынутой активной части. Проверка мегомметром |
Основные виды повреждений |
Признаки повреждений |
Возможные причины повреждений |
Способы выявления повреждений |
ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ |
|||
Оплавление или выгорание контактных поверхностей |
Работа газовой защиты, а иногда и дифференциальной и максимальной |
Дефекты конструкции или сборка (недостаточное нажатие контактов и недостаточная упругость нажимных пружин). Перегревы от сверхтоков, возникающих при близких коротких замыканиях |
Внешний осмотр при вынутой активной части. Проверка мегомметром (при наличии обрыва). Замер сопротивлений постоянному току на всех ответвлениях |
Перекрытия между фазами или между отдельными ответвлениями. Дефект аналогичен междуфазному короткому замыканию обмоток |
Работа газовой, дифференциальной и максимальной защит. Выброс масла через выхлопную трубу |
Перенапряжения. Попадание сырости и влаги внутрь трансформатора. Дефекты в изолирующих частях (трещины, изломы и т.д.) |
Внешний осмотр при вынутой активной части. Проверка мегомметром |
Основные виды повреждений |
Признаки повреждений |
Возможные причины повреждений |
Способы выявления повреждений |
ВВОДЫ
|
|||
Пробой на корпус |
Работа максимальной и дифференциальной защит |
Наличие трещин в изоляторе. Понижение уровня масла при загрязненной внутренней поверхности изолятора |
Внешний осмотр. Отсоединение ввода и проверка его изоляции мегомметром |
Перекрытие между вводами |
Работа максимальной и дифференциальной защит |
Набросы посторонних предметов на вводы |
Внешний осмотр |
Течь масла в местах уплотнений |
_ |
Ослабла затяжка болтов; плохая уплотняющая прокладка |
Внешний осмотр |
Течь масла в армировке ввода |
_ |
Дефекты в армировке (трещины и т.д.). Дефекты в пайке колпачка со шпилькой |
Внешний осмотр |
Основные виды повреждений |
Признаки повреждений |
Возможные причины повреждений |
Способы выявления повреждений |
БАК, РАДИАТОРЫ, РАСШИРИТЕЛЬ
|
|||
Течь масла в местах уплотнений |
_ |
Ослабла затяжка болтов. Дефектность уплотняющих прокладок |
Внешний осмотр |
Основные виды повреждений |
Признаки повреждений |
Возможные причины повреждений |
Способы выявления повреждений |
МАСЛО
|
|||
Ненормальное повышение температуры масла и ненормальный нагрев |
_ |
Неисправности в системе охлаждения (например, закрытые радиаторные краны, выход из строя дутьевых вентиляторов и т.д.). Перегрузка. Внутренние повреждения в трансформаторе |
Проверка работы системы охлаждения. Проверка нагрузки, а также соответствия (по записям в журнале) температуры масла данной нагрузке. Обследование активной части. |
Ухудшение качества масла |
_ |
Внутренние повреждения, сопровождаемые крекинг-процессом, когда газообразные продукты разложения масла растворяются в остальном масле; такой процесс дает понижение температуры вспышки масла. Внутренние повреждения, сопровождаемые разложением масла другой. Выделяемые при этом газы негорючи и содержат водород и метан |
Анализ масла. Анализ выделяемых маслом газов. |
Основные виды повреждений |
Признаки повреждений |
Возможные причины повреждений |
Способы выявления повреждений |
РАБОТА ГАЗОВОЙ ЗАЩИТЫ
|
|||
На сигнал |
_ |
Попадание воздуха в реле. Медленное понижение уровня масла. Внутренние повреждения, сопровождаемые крекинг-процессом. Короткое замыкание, сопровождаемое толчком масла через газовое реле |
Анализ газов на: количество, цвет, запах, горючесть. Если газ без цвета, запаха и не горит, то работа реле на сигнал происходит из-за попадания воздуха. Если газ горит, то имеет место внутреннее повреждение в трансформаторе. Количество газа говорит о размере повреждения. Цвет газа показывает характер повреждения, а именно: бело-серый – бумага и электрокартон, желтый – дерево, черный – масло. Анализ масла. Внешний осмотр и выяснение причины снижения уровня масла |
На отключение |
_ |
А) Резкое понижение уровня масла; Б) Внутренние повреждения, сопровождаемые сильным выделением горючих газов |
Анализ газов. Анализ масла. Внешний осмотр и выявление причины резкого снижения уровня масла |
Все указанные виды повреждений, их признаки, причины и способы выявления не являются исчерпывающими. Приведены лишь основные, наиболее характерные неисправности и дефекты трансформаторов, с которыми приходится встречаться ремонтным работникам.